Ikarus (Ика́рус, хотя в венгерской транскрипции правильно Икаруш) — в 1970-80-е годы крупнейшая в Европе, а ныне небольшая частная автобусостроительная компания, основанная в 1895 году в качестве кузнечно-каретной мастерской в Будапеште. Предприятие вышло на принципиально новый уровень в конце 1960-х годов с введением в строй завода в Секешфехерваре годовой мощностью 15 тыс. автобусов, построенном специально для производства моделей 200-й серии. В рамках торговых соглашений автобусы поступали в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки, специальные модели производились для ФРГ и скандинавских стран. Позднее совместное производство автобусов Икарус было организовано в США, Канаде, Индонезии, КНДР, Кубе. В 1970-е годы завод поставлял в СССР до 12 тыс. автобусов ежегодно, пик поставок пришёлся на 1984 год. С 1953 года по 2003 год в СССР и Россию поставлено почти 150 тыс. венгерских автобусов. В 1990-х годах странами бывшего СССР было закуплено большое количество подержанных автобусов из стран Восточной Европы. С 1993 по 2002 год в России велась сборка новых автобусов Икарус в Кургане (заводом КАвЗ и ООО «Уральский Автобус»), в Арзамасе (Арзамасским машиностроительным заводом), в Москве (заводом ТМЗ), а также некоторыми авторемонтными заводами и автобусными парками (например, в Тольятти).
Наряду с массовыми моделями, заводом в единичных количествах производились уникальные автобусы, в частности: переднемоторный 14-метровый низкопольный Икарус-290 для обслуживания аэропортов (1978 год), городские с пониженным уровнем пола и задним расположением двигателя — одиночный Икарус-242 и сочленённый Икарус-284 (1984 год), полутораэтажный Икарус-270 (1975 год), междугородный Икарус-254 с повышенной высотой салона (1977 год), 23-метровый четырехосный трёхсекционный Икарус-293 (1988 год). Также, на многочисленных выставках 1980-х годов были представлены уникальные автобусы со встроенными самолётными трапами: аэропортовый с двумя кабинами (спереди и сзади), а также туристические для доставки пассажиров непосредственно из гостиницы в самолёт — одиночный четырёхосный Икарус-692 (1983 год) и сочленённый трёхосный Икарус-695 (1985 год).
Троллейбусы марки Ikarus в Советский Союз официально не поставлялись. Несколько экземпляров сочлененных троллейбусов модели 280Т (переоборудованы на ТМЗ) проходили опытную эксплуатацию на улицах Москвы в 80-х годах. В 90-2000-е годы в Челябинске эксплуатировалось около 20 троллейбусов Ikarus-Ganz 280T, ранее бывших в употреблении в Восточной Германии.
Основана в 1895 году Имре Ури в Пеште, Венгрия, как каретная мастерская. В 1920-х годах началось производство автобусных кузовов. В 1933 году дело переходит к сыновьям, фирма получает название ТОО «Братья Ури». В 1939 году собран 1000-й автобус. Во время Второй мировой войны выпускала самолёты, ремонтировала автомобильную технику для вермахта (с 1945 года — для Советской Армии).
В 1947 году фирма национализирована и передана Центру тяжёлой промышленности. В 1948 году объединена с национализированным акционерным обществом «Икарус» (основано в 1916 году). В 1949 году на базе двух фирм создан завод «Икарус». В 1962 году к «Икарусу» присоединён Общий механический завод в Секешфехерваре. Летом 1984 года собран 200-тысячный автобус. Специализировался на производстве городских, междугородных и специальных автобусов. Большая часть продукции поступала на экспорт, в том числе в СССР (свыше 90 % экспорта). С ликвидацией СЭВ и распадом СССР оказался без основного рынка сбыта, из-за чего предприятие прекратило массовое производство автобусов и было разделено. Первым в начале 90-х был закрыт цех массовых серий в Будапеште, за ним был сокращен до минимума выпуск автобусов в Секешфехерваре, а предприятие EAG в Будапеште, бывшее наследником довоенной фирмы, вернулось к сборке автобусов только по индивидуальным заказам и на импортных шасси.
С 1999 года по 2006 входила в холдинг Irisbus. В 2003 году производство на предприятии в Секешфехерваре было окончательно прекращено. В 2007 году обанкротилось предприятие EAG, которое с тех пор неоднократно пытаются возродить.
Автобусы Ikarus:
950—1960 годы[править]
Ikarus-55
Ikarus-556
Ikarus-620
Ikarus-180 — городской, сочленённый
1970—1980 годы[править]
Ikarus-211 — междугородный
Ikarus-212 — междугородный
Ikarus-242 — городской (низкий)
Ikarus-246 — городской, длина 12м, двигатель RABA D10 UTSLL-184
Ikarus-250 — междугородный
Ikarus-250 SL — специального назначения, повышенной комфортности
Ikarus-254 — туристический
Ikarus-255 — междугородный
Ikarus-256 — междугородный, длина 11 м, 43-45 сидений
Ikarus-259 — междугородный
Ikarus-260 — городской, длина 11,1 м, 22 сиденья
Ikarus-263 — городской, длина 11,9 м, двигатель RABA D10 UTSLL-160 (180 л. с.)
Ikarus-270 — туристический, опытный образец
Ikarus-280 — городской, сочленённый, длиной 16,5 м, 37 сидений
Ikarus-281 — городской, сочленённый с правым рулём
Ikarus-282 — городской, сочленённый (низкий)
Ikarus-283 — городской, сочленённый, длиной 18 м.
Ikarus-284 — городской, сочленённый с расположением двигателя в задней части (низкий)
Ikarus-286 — городской, сочленённый
Ikarus-290 — используется (использовался) в аэропортах для посадки/высадки пассажиров
Ikarus-293 — автобус, который так и не вышел на улицы городов в России
1990—2000 годы[править]
Ikarus-350 - туристический
Ikarus-365 - туристический
Ikarus-386 — туристический, длина 11,6 м, двигатель RABA D10 UTSLL-218 (180 л. с.), сидений 46(+1). Скорость до 113 км/ч.
Ikarus-412 — городской, низкопольный, длина 12 м.
Ikarus-415 — городской, длина 11,4 м, двигатель RABA D10 UTS (180 л.с.), сидений 20(+1).
Ikarus-416 — городской, длина 11,4 м, для рынка США.
Ikarus-417 — городской, сочленённый, низкопольный, длиной 18 м.
Ikarus-435 — городской, сочленённый, длиной 18 м.
Ikarus-436 — городской, сочленённый, длиной 18 м, для рынка США.
Ikarus-489 — городской, длина 12 м.
Ikarus-E91 — городской, длина 8 м.