Льво́вский авто́бусный заво́д (сокращённо ЛАЗ) — советское и украинское автомобилестроительное предприятие.
Днём основания Львовского автобусного завода является 21 мая 1945 года. Около десяти лет завод выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы. В 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый автобус ЛАЗ-695 и с того момента начался их серийный выпуск. Для разработки этого автобуса ЛАЗ закупил образцы самых современных европейских автобусов — Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения были подсмотрены у автобуса Магирус TR-120
С 1960-х гг. прошлого века и по настоящее время[когда?] ЛАЗ является основным производителем специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и космодром Байконур.[2]
В 1994 году на базе предприятия создано Открытое Акционерное Общество «Львовский автобусный завод», контрольный пакет акций которого принадлежал Фонду Госимущества Украины. В этом же году началось серийное производство троллейбусов ЛАЗ-52522.
С 2001 года завод получил статус частного предприятия с коллективной формой собственности.
В 2002 начался выпуск четырёх совсем новых моделей автобусов: пригородных и туристических Лайнер−9, −10, −12, а также особенно больших городских ЛАЗ-А291. Адаптирована к требованиям рынка большая городская модель ЛАЗ-5252.
В августе 2003 года выпущен полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства совершенно новых моделей, которое получило название НЕОЛАЗ. В мае 2004 года были представлены две следующие модели НЕОЛАЗа: городской автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-А183 «Сити» и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183 «Аэропорт».
Модельный ряд автобуса оборудованы двигателями Ярославского моторного завода (Россия), фирмы Deutz (Германия) и задними мостами Rába (Венгрия).
В 2007 году производство холдинговой компании «ЛАЗ», в которую входят Львовский автобусный завод, а также Днепровский автобусный завод (Днепродзержинск) и Николаевский машиностроительный завод (Николаев), составило 471 единицы (автобусов и троллейбусов), объём товарной продукции составил 388,468 тыс. гривен.
2010 год. 30 марта во Львове подписан меморандум Кабинета министров Украины и Львовского автобусного завода об изготовлении 1500 автобусов и 500 троллейбусов для городов, принимающих Евро-2012. Подвижной состав должен быть закуплен в лизинг на 10 лет. Первый платёж составит 10 %. Однако, на сегодняшний день холдинг переживает не лучшие свои времена — согласно заявлениям сотрудников, имеются большие задержки по выплате заработной платы.
Управляющая компания[править]

Для того чтобы оставаться лидером на современном рынке «ЛАЗ» создал управляющую компанию «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУПП». «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУПП» управляет такими компаниями холдинга «ЛАЗ»[3]:
Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
Днепровский автобусный завод (ДАЗ)
Николаевский машиностроительный завод (НМЗ)
Торговый дом ЛАЗ
Компания «LAZ Finance»
Сервисная компания ЛАЗ
Производимая продукция (неполный перечень)[править]

Троллейбус ElectroLAZ-12 в Тернополе, Украина

Автобус ЛАЗ-695, старейшая и наиболее распространённая модель «ЛАЗа»

Современный «ЛАЗ», обслуживающий аэропорты
ЛАЗ-695
ЛАЗ-697
ЛАЗ-699
ЛАЗ-699Т
ЛАЗ-4202
LinerLAZ 10 (4207)
ЛАЗ-42071
LinerLAZ 12 (5207)
ЛАЗ-52072
ЛАЗ-52075
ЛАЗ-A07310
ЛАЗ-А1414
ЛАЗ-52528
ЛАЗ-42078
NeoLAZ 10 (4208)
NeoLAZ 12 (5208)
ЛАЗ-5252
ЛАЗ — Украина — 73
LinerLAZ 9 (A141)
CityLAZ 10 (A152)
InterLAZ 10LE (A152)
CityLAZ 10LE (A152)
CityLAZ 12 (A183)
CityLAZ 12LE (A183)
InterLAZ 12LE (A183)
AeroLAZ 12 (AX183)
CityLAZ 13.5 (A191)
CityLAZ 13.5LE (A191)
InterLAZ 13.5LE (A191)
AeroLAZ 13.5 (AX191)
ЛАЗ-А291
CityLAZ 20 (A292)
ЛАЗ-52522
ElectroLAZ-12
ElectroLAZ-20